Теория литературы. В 2 т. Под ред. Тамарченко Н.Д.

Первый том учебного пособия посвящен общим проблемам
искусства и категориям эстетики, культурологии и семиотики в изучении
художественной литературы (первая часть), а также систематическому изложению
понятий и методов теоретической поэтики в анализе различных аспектов
литературного произведения — таких, как речь, сюжет, повествование — и
характеристике типических структур художественного целого, т. е. рода, жанра и
стиля (вторая часть). Стремясь ознакомить читателя с широким спектром мнений по
каждому вопросу и помочь ему достичь большей ясности и определенности понятий,
авторы в то же время рассматривают теорию литературы как путь и средство
проникновения в смысл каждого конкретного художественного произведения.

Второй том учебного пособия посвящен исторической
поэтике, которая взаимодополняет теоретическую поэтику. Созданная сто лет назад
русским ученым А. Н. Веселовским, она все еще находится в состоянии становления,
хотя уже вошла в круг дисциплин, изучаемых в высшей школе. Предлагаемый труд —
первое учебное пособие по исторической поэтике. Основные проблемы этой области
теоретического литературоведения — происхождение и развитие как самой
литературы, так и ее важнейших категорий: автора и героя, слова и образа,
сюжета, родов и жанров и др. Они излагаются систематически, с охватом всех
стадий развития литературы и на широком сравнительном материале (фольклор,
античная и европейские, русская, арабская и персидская, индийская, китайская и
японская литературы).

Для студентов филологических факультетов вузов. Может быть рекомендовано
филологам, историкам, культурологам, преподавателям и широкому кругу читателей.

Том 1.

Все ГДЗ и Решебники по предметам

Формат учебника: pdf
      
  

Размер для скачивания:
 7,1 Мб

Смотреть онлайн, скачать бесплатно:  drive.google
 

Том 2.

Формат учебника: pdf
      
  

Размер для скачивания:
 5,2 Мб

Смотреть онлайн, скачать бесплатно:   drive.google
 

ТОМ 1.

От авторов 3

Введение 4

Часть первая ЛИТЕРАТУРА КАК РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА

Глава 1. Семиотическая природа литературы 16

§ 1. Понятие о знаковости искусства 16

1. Искусство слова как вторичная знаковая система 19

2. Понятие о художественном языке (стиле) 24

§ 2. Структура художественного текста 26

1. Структура объектной организации 28

2. Структура субъектной организации 30

3. Структурная схема литературного произведения 32

Глава 2. Эстетическая природа литературы 43

§ 1. Эстетическое отношение 43

§ 2. Эстетическая деятельность 49

1. Целостность художественного мира 51

2. Типы эстетического завершения 54

Глава 3. Коммуникативная природа литературы 77

§ 1. Литература как способ духовного общения 77

§ 2. Коммуникативные стратегии художественного письма 83

1. Референтные компетенции дискурса 84

2. Креативные компетенции дискурса 87

3. Рецептивные компетенции дискурса 90

§ 3. Парадигмы художественности (понятие о литературном процессе) 92

1. Рефлективный традиционализм 94

2. Креативизм 96

3. Модернизм 101

Часть вторая ЛИТЕРАТУРА КАК ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

Раздел первый. Литература как вид искусства 106

Глава 1. Художественная словесность и другие виды искусства 107

Введение 107

1. Постановка проблемы 107

2. Справочная литература и научная традиция 110

§ 1. Ситуация «Лессинг — Гердер» в истории вопроса 113

1. Лессинг: знаки искусства и подходящая для него предметность 113

2. Гердер: поэзия как * энергетическое» искусство 118

§ 2. Проблема наглядности словесных описаний 120

Глава 2. Слово (речь) как материал художественного произведения 124

§ 1. Особый язык или особое использование обычного языка? 124

1. Первый подход 124

2. Второй подход 129

§ 2. Способы решения проблемы в научной традиции 130

1. Нейтральные определения 130

2. Литературоведческая стилистика против лингвистической 132

3. Лингвистическая стилистика плюс поэтика 134

4. Лингвистический материал — носитель эстетической формы 136

Глава 3. Поэзия и проза 138

§ 1. «Готовый» поэтический образ 142

1. Тропы и фигуры 144

2. Топосы и эмблемы 147

§ 2. Семантически «открытый» поэтический образ 151

1. Постановка проблемы «нериторического» тропа 153

2. Параллелизм, метафора, символ 154

§ 3. Специфика прозаического словесного образа 160

1. Классификация типов прозаического слова 161

2. Два исторических типа идеологического и литературного слова 162

3. Прозаический образ в отличие от образа в поэзии 162

§ 4. Проблема словесного образа в истории науки 163

1. От идеи «особых выражений» к идее «поэтического контекста» 164

2. Ритм, слово и язык в поэзии и прозе (Тынянов, Бахтин и Веселовский) 167

Раздел второй. Структура произведения 172

Введение. Читатель, текст и «внутренний мир» литературного произведения 172

Глава 1. «Рассказанное» событие: мир героя и понятия «сюжетологии» 176

Введение 176

1. «Мир-героя» как эстетическая категория 176

2. «Внутренний» мир произведения и другие, связанные с ним понятия 178

§ 1. Художественное время, пространство, событие 179

1. Взаимосвязь категорий и форм времени и пространства 179

2. Классификации форм времени-пространства с учетом фольклорной и литературной
традиции 181

3. Категория события 183

§ 2. Последовательность событий: сюжет и фабула 185

1. Виды событий и способы их оценки 185

2. Варианты последовательности событий и способы разграничения сюжета и фабулы
187

§ 3. Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт (коллизия)
190

§ 4. Сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема 193

1. Мотив и другие понятия сюжетологии 193

2. Мотив и структура произведения 195

3. Комплекс мотивов и типы сюжетных схем 200

Глава 2. «Событие рассказывания»: структура текста и понятия наррадологии 205

Введение 205

1. Исходное понятие 205

2. Субъект речи и носитель точки зрения 207

§ 1. Компонент и композиция. Точка зрения и перспектива 208

1. Постановка проблемы композиции 209

2. Точка зрения и перспектива 212

§ 2. Повествование и система композиционных форм речи 223

1. Термин «повествование» и классическая риторика 227

2. Повествование, описание и характеристика 227

3. Роль повествования в системе композиционных форм речи 233

§ 3. Повествователь и рассказчик 235

1. Критерии и способы разграничения 235

2. Сравнительная характеристика 240

Глава 3. Автор и герой. Границы художественного мира 242

§ 1. Образ автора и автор-творец 242

§ 2. Герой, персонаж, характер и тип 248

1. Литературный герой как персонаж 249

2. Персонаж, не являющийся героем 252

3. Персонаж-характер 253

4. Персонаж-тип 255

5. Проблема совпадения или несовпадения героя с типом и характером 256

§ 3. Система персонажей и авторская позиция 258

1. Определения основного понятия 259

2. Система персонажей и «язык» типологии героя в фольклоре и литературе 261

Раздел третий. Тип произведения 264

Введение 264

§ 1. Постановка проблемы. Термины и понятия 264

§ 2. «Теоретические» и «исторические» типы произведений 268

I. Род 273

Глава 1. Эпика 276

Введение 276

1. Эпический мир или эпический текст? 277

2. Постановка проблемы единства эпических жанров 279

§ 1. «Родовые» свойства текста эпического произведения 281

1. Взаимоосвещение авторской и чужой речи 281

2. Фрагментарность 286

§ 2. Эпический мир и большая форма. Тип события, структура сюжета 288

1. Эпический тип события 289

2. Структура эпического сюжета 290

§ 3. Малые жанры и проблема эпического субъекта 297

1. Точки зрения субъектов в структуре малых жанров . 297

2. Родство больших и малых эпических форм 298

3. Эпическая «зона построения образа» 299

§ 4. К проблеме эпического героя 303

Глава 2. Драма 305

Введение 305

1. Вопрос о константной структуре и исторических изменениях 305

2. Театроведческий и литературоведческий подходы к драме 306

3. Три варианта теорий драмы 306

§ 1. «Зона построения образа» в драме. Катастрофа и катарсис 307

1. Пространство-время драматического события и позиция зрителя 307

2. Событие «завершения» в драме. Катастрофа и катарсис 309

3. Аспекты «завершающего» события (варианты перехода границ) 312

§ 2. Сюжет драмы: выбор судьбы. Завязка, развязка и перипетия 313

1. Свобода выбора и необходимость 313

2. Характеристика понятий, описывающих драматический сюжет 314

§ 3. Пространство-время драматического действия и конфликт 315

1. Ограничение пространства-времени действия и природа конфликта 316

2. «Обрамляющие» ситуации и мир драмы 317

3. Проблема единства действия в «неклассических» вариантах драматических
структур 319

4. Итоговое определение драматического конфликта 320

§ 4. Текст драмы. Сценический эпизод и композиция 320

1. Специфика речи в драме в сравнении с эпикой (два подхода к проблеме) 321

2. Основные понятия: их взаимосвязь, определения и применимость 323

3. Сюжетные и внесюжетные функции слова 325

4. Сценический эпизод в качестве компонента 328

§ 5. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа 329

Глава 3. Лирика 333

§ 1. Три теории лирики 333

§ 2. Субъектная структура лирического произведения 341

§ 3. Мир лирического произведения: пространство-время, событие и сюжет 347

1. Рефлексия и лирическое событие 350

2. Проблема лирического сюжета 353

§ 4. Лирическая речь и образные языки лирики 355

II. Жанр 361

Введение 361

§ 1. Универсальная модель жанровой структуры 363

§ 2. Жанровый «канон» и «внутренняя мера» жанра 368

Глава 1. «Твердые» и «свободные» варианты эпической формы 372

§ 1. Варианты большой формы: эпопея и роман 376

1. Незавершенное настоящее и абсолютное прошлое 378

2. Стилистическая трехмерность и слово предания 381

3. «Зона контакта» и абсолютная эпическая дистанция. Образ человека 383

4. Исторический пример «встречи» двух жанров в одном произведении -. 384

§ 2. Средние формы: новелла, повесть, рассказ 387

1. Канон новеллы и стереотипы повести 388

2. Повесть и роман 394

3. Проблема рассказа 400

Глава 2. Классическая и неклассическая драма 408

Введение 410

§ 1. Комедия с признаками драмы и драма, похожая на комедию («Горе от ума» и
«Вишневый сад») 413

§ 2. Драма-тр»агедия («Гроза» и «Живой труп») 417

§ 3. «Средний» вариант: экспериментальная драма-диспут («На дне») 426

Глава 3. Проблемы динамики лирических жанров 431

§ 1. Идиллия и другие жанры (элегия и послание) 433

§ 2. Баллада 439

III. Стиль 443

Введение 443

1. Этимология и сфера употребления 443

2. Два аспекта проблемы стиля 444

3. Обзоры теорий и типологий стиля 445

Глава 1. Стиль литературного произведения 446

§ 1. Автор и стиль произведения 446

1. «Лицо» («типическое своеобразие») 446

2. Системность особенностей или «примет» 449

3. Телеологическое соотношение «облика формы» и принципа, определяющего этот
облик 450

§ 2. Автор и традиция 455

1. Стиль я традиция внехудожественного словоупотребления 455

2. Стиль я традиция художественного словоупотребления 456

3. Итоговое определение стиля 456

Глава 2. Чужой стиль в литературном произведении 457

Введение 457

1. Постановка вопроса 457

2. Состояние вопроса в науке 459

§ 1. Проблема художественной реакции на чужой стиль у Бахтина и Тынянова 460

1. Стилизация, подражание и стиль 460

2. Стилизация и пародия 461

3. Стилизация и вариация 461

4. Пародия 463

§ 2. Формы освоения чужого стиля и их разновидности в истории литературы 465

1. Подражание и стилизация 465

2. Пародия и вариация 469

Литература 474

Предметный указатель 486

Указатель имен авторов и названий художественных произведений 492

ТОМ 2.

Часть третья
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

Введение 4

§ 1. Теоретическая поэтика, историческая поэтика и история литературы 4

§ 2. Предмет исторической поэтики 5

§ 3. Метод исторической поэтики 7

§ 4. Периодизация истории поэтики 12

Раздел первый. Поэтика эпохи синкретизма 14

Глава 1. Синкретизм как художественный принцип 14

§ 1. Понятие синкретизма 14

§ 2. Формы проявления синкретизма в архаическом сознании и искусстве 15

§ 3. Синкретизм и генезис эстетического объекта 18

Глава 2. Субъектная структура эстетического объекта в поэтике эпохи
синкретизма 20

§ 1. Понятие субъектного синкретизма 20

§ 2. Истоки субъектного синкретизма 22

§ 3. Субъектный синкретизм в отражении форм высказывания 28

§ 4. Субъектный синкретизм на уровне композиционного целого 30

Глава 3. Словесный образ в эпоху синкретизма 32

§ 1. Слово в эпоху синкретизма. Проблема генезиса и исходной формы образа 32

§ 2. Эволюция образного сознания 36

§ 3. Кумуляция и параллелизм 38

§ 4. Рождение ранних форм тропа, их историческая семантика и своеобразие 46

Глава 4. Сюжет в эпоху синкретизма 51

§ 1. Сюжет и проблема семантической границы в эпоху синкретизма 51

§ 2. Мотив и сюжет 53

§ 3. Герой и сюжет. Кумулятивная схема 57

§ 4. Циклический сюжет. Взаимодействие двух схем 63

Глава 5. Литературные роды в эпоху синкретизма 72

§ 1. Определение литературного рода и теория исходного синкретизма родов 72

§ 2. Роль слова в обрядово-мифологическом синкретизме и выделение его
эстетической функции 74

§ 3. Проблемы лироэпических песен 81

§ 4. Способ исполнения как родовой критерий: пение, речь и наррация 82

§ 5. Способ изображения и дифференциация родов 84

1. Эпос 84

2. Драма , 86

3. Лирика 91

Глава 6. Жанры в эпоху синкретизма 100

§ 1. Понятие жанра 100

§ 2. Исходный жанровый синкретизм. Три этапа дифференциации 101

§ 3. Доминанта функциональной роли жанра. Развитие тематики и топики 110

Раздел второй. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика 117

Глава 1. Художественные принципы эйдетической поэтики 117

§ 1. Новая стадия в истории поэтики 117

§ 2. Эйдос как порождающий принцип 118

§ 3. Эйдос, рефлексия и канон 121

Глава 2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике 123

§ 1. Развитие личности и авторское начало 123

§ 2. Традиционалистская установка и личная инициатива 127

§ 3. Двуединство автора и героя 131

§ 4. Авторская и чужая речь. Повествовательные ситуации 133

§ 5. Всезнающий автор и готовый герой. Открытие характера 138

Глава 3. Словесный образ в эйдетической поэтике 141

§ 1. Словесный образ в европейской поэтике. Статус слова: «готовое» и
«чужое» слово 141

§ 2. Система тропов 145

§ 3. Словесный образ в индийской поэтике 151

§ 4. Словесный образ в японской поэтике 157

§ 5. Словесный образ в китайской поэтике 160

1. Категория «дао» и принцип «естественнности» 160

2. Способы преобразования параллелизма 163

Глава 4. Сюжет в эйдетической поэтике 169

§ 1. Понятие «готовый сюжет»: его смысл и границы 169

§ 2. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации 178

§ 3. Сюжет-ситуация и начало формирования сюжета становления 187

Глава 5. Жанры в эйдетической поэтике 189

§ 1. Жанровый канон и мышление жанрами 189

§ 2. Строгие и свободные жанровые формы 193

1. Газелла 194

2. Хокку 197

3. Элегия 199

§ 3. Роман как маргинальный жанр 201

Глава 6. Завершение эйдетической поэтики 209

§ 1. Идея и образ 209

§ 2. Кристаллизация монологических начал и возрождение стихии синкретизма 211

§ 3. Идея и жизнь в «Дон Кихоте», тайна и слова в «Гамлете» 212

§ 4. «Странность» и норма в барокко 216

Раздел третий. Поэтика художественной модальности 221

Глава 1. Принципы поэтики художественной модальности 221

§ 1. Хронологические рамки и этапы развития 221

§ 2. Автономная личность и «неклассическое я» 222

§ 3. Принцип художественной модальности 224

§ 4. Романтическая поэтика «возможности» и образ неготового мира 228

§ 5. Искусство — «игра», правила которой не даны заранее, а создаются в процессе
игры 230

§ 6. Единичное й единое. Автономия искусства 232

Глава 2. Субъектная сфера в поэтике художественной модальности 234

§ 1. Самооценка «я» и «я-другой». Субъекты авторского плана 234

§ 2. Образ-личность и авторская позиция 237

§ 3. Автор и герой в раннем и «аналитическом» реализме 240

1. Ранний реализм 240

2. Аналитический реализм 243

§ 4. Автор и герой у Л.Толстого и Ф.Достоевского 246

§ 5. Развитие «неклассического» типа субъектных структур 253

1. Двуединство «я-другой» 253

2. Речевые формы высказывания 254

3. Неклассические субъектные структуры в лирике 255

4. Неклассические субъектные структуры в прозе 258

Глава 3. Словесный образ в поэтике художественной модальности 267

§ 1. Прозаическое и поэтическое разноречие 267

§ 2. Трансформация тропов. Возрождение архаических типов словесного образа 274

§ 3. Соотношение образных языков 281

Глава 4. Сюжет в поэтике художественной модальности 287

§ 1. Сюжет-ситуация и сюжет становления 287

1. Исходная ситуация 288

2. Становление 291

3. Открытый финал и принцип сюжетной неопределенности 298

§ 2. Неокумулятивный сюжет 304

Глава 5. Деканонизация жанров в поэтике художественной модальности 313

§ 1. Нарушение канона и жанровая модальность 313

§ 2. Замена канона внутренней мерой 321

1. Лироэпическая (романтическая) поэма 322

2. Баллада 330

Литература 335

Предметный указатель 345

Указатель имен и названий художественных произведений 348

ОТ АВТОРОВ

Предлагаемое учебное пособие — результат многолетней работы авторов в области
эстетики словесного творчества, теоретической и исторической поэтики.
Современная теория литературы, по их убеждению, должна быть синтезом этих
дисциплин: единой, последовательно «выстроенной» и детально разработанной
системой научных понятий.

Отсюда структура учебного пособия. В первой части рассмотрены проблемы знаковой
(семиотической), эстетической и коммуникативной природы и функций
художественного произведения и литературы в целом. Во второй и третьей частях1
акцентирована специфика художественной словесности как вида искусства: в центре
внимания — вопросы и понятия поэтики, теоретической (литературное произведение и
литература как системы в аспекте синхронии) и исторической (изменения
художественных структур и их функций в диахронической перспективе, в смене
больших культурных эпох).

Систематическое освещение научных понятий и категорий для нас, однако, не
самоцель. Любое из них должно иметь «инструментальный» характер, т.е. быть
пригодным к использованию в практике анализа текста и «внутреннего мира»
литературного произведения, содействовать постижению его смысла. Поэтому
изложение постоянно сопровождается анализом художественных текстов или их
фрагментов. Практика такого рода в то же время — критерий оценки продуктивности
существующих трактовок терминов и понятий в научной традиции, понятой как
история понятий.

Такой подход к проблемам теории литературы и задачам обучения, на наш взгляд,
отличает предлагаемое пособие от его предшественников в отечественной традиции,
начиная от классического труда Б.В.Томашевского и вплоть до новейшего учебника
В. Е. Хализева; в определенной степени он близок широко известной, многократно
переиздававшейся книге В. Кайзера «Das sprachliche Kunstwerk».

В основе текста учебного пособия — лекционные курсы, читавшиеся авторами в РГГУ
и показавшие продуктивность избранного ими способа освещения основных проблем
теории литературы и доступность их для студентов в таком изложении. И в том и в
другом авторы надеются убедить читателя.

 

Рекомендуемый контент по теме