История русской литературы XX века. Первая половина. В 2 кн. Под ред. Егоровой Л.П.

  

2-е изд., перераб. — М.:
2014. — Кн.1 — 450с., Кн.2 — 935с.

В учебнике впервые целостно представлено развитие
русской литературы первой половины XX века. Авторами обоснована ее периодизация
с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой
трети XX века», дан обзор русской литературы 1930-1940-х гг.; глубоко
разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова,
В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М.
Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков. Издание отличается максимально возможной в
учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким
научно-теоретическим уровнем и предназначено для студентов-филологов, магистров,
аспирантов.

 

Книга 1.

Все ГДЗ и Решебники по предметам

Формат учебника:
pdf
      
 

Размер для скачивания:
 3,7 Мб

Смотреть онлайн, скачать бесплатно:   drive.google
 

Книга 2.

Формат учебника:
pdf
      
 

Размер для скачивания:
 6,7 Мб

Смотреть онлайн, скачать бесплатно:   drive.google
 

Книга 1.

ОТ РЕДАКТОРА 6

I. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА 8

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 8

Проблема периодизации 8

Проблемы мифотворчества 23

Модернизм как новый тип художественного сознания. Модернизм и авангард 26

Концепция личности 33

Экзистенциальные мотивы. Эрос и Танатос 37

Амбивалентность этических ценностей 46

Мотивы Апокалипсиса 48

Творческая интеллигенция и революция 52

Революционные мотивы 57

Альтернатива «Восток-Запад» 62

Литература 69

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МОДЕРНИЗМЕ. СИМВОЛИЗМ 70

Диффузность течений 71

Философско-эстетические основы символизма 76

Теория символа 84

Эволюция символизма 89

Как трактовать кризис символизма? 93

Литература 98

Глава 3. АКМЕИЗМ 99

Дискуссионность статуса 99

Телесность словесного образа 106

Акмеистская концепция слова 117

Литература 126

Глава 4. ФУТУРИЗМ 127

Из истории движения 127

Русский кубофутуризм. Поведенческая модель и игровая практика 128

Словотворческая работа («заумный язык», «сдвип
Литература 147

Глава 5. СУДЬБЫ РЕАЛИЗМА 148

Новаторство реализма XX в 152

Реализм и натурализм 155

Неореализм 159

Реализм и романтизм 162

Социалистический реализм: проблема генезиса 166

Современные дискуссии. Смена интерпретаций 177

Литература 189

Глава 6. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГРУППЫ 1920-ХГГ 191

Пролетарская литература и ВОКП 203

Литературные объединения и журналы русского зарубежья 212

Литература 214

Глава 7. ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ИСКАНИЯ 215

Уточнение понятий 215

Поэзия: новые жанровые дефиниции (циклизация, ролевая лирика) 218

Основные поэтические жанры, особенности стихосложения 223

Обогащение жанровой палитры прозы 248

Новые жанрово -стилевые тенденции в драматургии 262

Сатирические жанры 280

Литература 285

Глава 8. ПРОЕКЦИЯ «БОЛЬШИХ СТИЛЕЙ» 287

Классицизм и барокко 288

Рококо 291

Романтизм и реализм 292

Импрессионизм 295

Экспрессионизм 299

Литература 304

II. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1930-1940-Х ГОДОВ 305

Глава 9. ЛИТЕРАТУРА В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА. 305

Литература и социум. Идеологический прессинг 305

Судьба социалистического реализма. Возвращение к мимезису 316

Литература 323

Глава 10. ПРОЗА 324

Проблемно-тематическое и художественное своеобразие 324

Проза Великой Отечественной войны 345

Черты романтического стиля 356

Проза послевоенного периода 363

Литература 367

Глава 11. ПОЭЗИЯ 368

Лирика 30-х годов 368

Поэзия периода Великой Отечественной войны 376

Поэзия послевоенного периода 390

Поэзия русского зарубежья 392

Литература 401

Глава 12. ДРАМАТУРГИЯ 403

Своеобразие драматургических решений 403

Драматургия военных лет 411

Литература 424

Глава 13. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ИНОНАЦИОНАЛЬНОГО

МИРА 425

Романтическое решение темы 426

Реалистическое решение темы 432

Литература 441

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 442

Книга 2.

ОТ РЕДАКТОРА 7

Глава 1. ИВАН БУНИН (1870-1953) 9

Ранняя проза 10

Бунин и Горький 13

«Деревня». Новый тип повествования 15

Национальная самокритика 21

Оппозиция жизнь/смерть. Ветхозаветные мотивы 23

Восток в творчестве Бунина. «Братья» 26

«Господин из Сан-Франциско» 35

«СныЧанга» 38

«Жизнь Арсеньева». Специфика жанра 41

Черты автобиографизма. Поэзия детства и юности 46

Завершение национальной самокритики 52

Бунинская концепция любви 55

Цикл «Темные аллеи». «Чистый понедельник» 63

«Чистый понедельник». Новое в художественном постижении русского национального
характера 64

Бунин-поэт 69

Последние годы 78

Литература 80

Глава 2. ЛЕОНИД АНДРЕЕВ (1871-1919) 81

Раннее творчество 83

Переоценка ценностей 89

«Красный смех» 94

Библейские мотивы 97

Эволюция Л. Андреева-драматурга. «Жизнь Человека» 115

«Рассказ о семи повешенных». Экзистенциальные мотивы 130

«Дневник Сатаны» 140

Экспрессионизм Л. Андреева 142

Поздняя публицистика 148

Литература 154

Глава З.МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868-1936) 155

Горький в исследованиях последних лет 155

Первый период творчества 160

«На дне». Дискуссии вокруг образа Луки 173

Роль Луки в развитии сюжета. Лука и Сатин 178

«Мать». История создания, роль экспозиции 186

Человек и окружающий мир в произведениях Горького 1910-х гг 197

Горький и революция. «Несвоевременные мысли» 202

«Рассказы 1922-1924 гг.» 207

«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощению 211

«Жизнь Клима Самгина» 220

Литература 226

Глава 4. АЛЕКСАНДР БЛОК (1880-1921) 227

Начало пути. Освоение традиций 227

Лирика 231

«Ante lusem» (1898-1900) 233

«Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902) 235

«Распутья» (1902-1904) 238

«Пузыри земли» (1904-1905) 239

«Город» (1904-1908) 240

Стихия страсти: «Снежная маска» (1907) и «Кармен» (1914) 250

«Итальянские стихи» 254

«Страшный мир» (1909-1916) 256

Стихи о России 261

Пути интерпретации поэтического текста 270

«Соловьиный сад» 277

Поэма «Двенадцать». Открытость финала 280

«Скифы». Изображение инонационального мира 288

Блок — великий поэт XX века 292

Литература 293

Глава 5. АННА АХМАТОВА (1889-1966) 295

Первый этап творчества 295

Эволюция лирической героини и авторский монолог 302

Родина в художественной концепции Ахматовой 309

«Лирический дневник»: своеобразие жанра и сюжета 320

Ахматова и акмеизм 327

«Эпоха молчания и уединения» (1925-1935) 331

Начало второго этапа творчества. «Реквием» 334

Творчество 1940-х годов. Под гнетом ждановшины 340

Поздняя лирика 344

«Поэма без героя» (1940-1962) 350

Последние годы 357

Литература 362

Глава 6. Владимир Маяковский (1893-1930) 363

Маяковский в дискуссиях разных лет 363

Маяковский и футуристы 375

Раннее творчество. Образ лирического героя 378

Жанровое и стилевое своеобразие 385

Художественное новаторство 388

Рифма и словарь Маяковского 391

«Облако в штанах» 394

Маяковский после Октября 402

Сатира Маяковского 411

Литература 415

Глава 7. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (1895-1925) 417

Начало пути. Поиски творческого самоопределения 417

Лирический герой Есенина. Поэтизация общечеловеческого 424

Есенин и революция 429

«Москва кабацкая» 434

«Любовь хулигана» 438

Образ России 442

«Пугачев» 445

«Анна Онегина» 449

«Персидские мотивы» 453

«Черный человек» 457

Смерть поэта 460

Судьба наследия Сергея Есенина 463

Литература 467

Глава 8. МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892-1941) 468

Путь поэта 468

Лирика. Основные мифологемы 478

Своеобразие предметного мира 484

«Огненная» символика 492

Дендро- и орнитосимволика в цикле «Деревья» 499

Миф о поэте 509

Диптих «Поэма горы» и «Поэма конца» 517

Лирическая сатира. «Крысолов» 528

Последние годы 537

Литература 538

Глава 9. БОРИС ПАСТЕРНАК (1890-1960) 540

Начало пути 540

Первое стихотворение как фундамент эстетики поэта 542

«Близнец в тучах» 547

Пастернаки футуризм 554

«Сестра моя — жизнь»: в поисках сакрального 558

«Темы и вариации»: постижение классики 566

Стихия свободной стихии 570

Поэтическая историософия Пастернака на рубеже 1920-1930-х гг. «Спекторский» 572

Цикл «Переделкино» 576

Роман «Доктор Живаго»: оправдание новаторства 579

Жанровая специфика романа «Доктор Живаго» 582

Исторический фон в романе 584

Автор и герой в романе «Доктор Живаго» 588

Лирическое и эпическое в романе 594

Последние годы жизни. «Когда разгуляется» 597

Литература 604

Глава 10. МИХАИЛ ШОЛОХОВ (1905-1984) 606

«Донские рассказы» 606

«Тихий Дон». Историческая основа романа 619

Оценка Гражданской войны с общечеловеческих позиций 624

Григорий Мелехов как трагический характер 629

Особенности жанра и поэтики 634

Проблема авторства «Тихого Дона» 638

«Поднятая целина» 643

К интерпретации образа Щукаря 650

Великая Отечественная в прозе Шолохова 652

Композиция и жанр рассказа «Судьба человека» 656

Литература 660

Глава 11. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ (1899-1951) 662

Ранняя проза (1918-1926) 663

От технической фантастики — к социальным аспектам 666

Сатира. «Город Градов» 667

«Чевенгур». Историко-географические реалии романа 672

Своеобразие композиции и жанра 674

Александр Дванов — alter ego автора? 681

Русская революция в романе 684

«Котлован» 690

«Впрок» как комментарий к «Котловану» 702

«Ювенильное море» 708

Поездка в Среднюю Азию. «Такыр» 711

Пов есть- мистерия «Джан» 712

Платоновская драматургия 719

Творчество второй половины 1930-1940-х годов 720

Рассказы о войне. «Возвращение» 724

Литература 730

Глава 12. МИХАИЛ БУЛГАКОВ (1891-1940) 731

Начало пути 731

Сатира Булгакова 732

«Белая гвардия». Автобиографичность романа 737

Структур а романа в свете мифопоэтики 747

Театр М. Булгакова 755

«Бег». Специфика художественного пространства. Образ Хлудова 762

«Мастер и Маргарита». Философские основы романа 767

Правда-истина как универсальный закон 776

Мастер и Маргарита: путь добра и путь любви 788

Специфика жанра и сюжетно-композиционная модель романа 792

Итоги Мастера 799

Литература 801

Глава 13. ЛЕОНИД ЛЕОНОВ (1899-1994) 802

Раннее творчество 803

«Дорога на Океан». Философская и социальная проблематика 815

Особенности сюжета и мастерство психологического анализа 825

Художественное воплощение инонационального характера 826

Драматизм судьбы художника 838

Пафос сопротивления врагу. «Взятие Великошумска» 840

«Русский лес» 844

Итоговый роман «Пирамида» 854

Литература 866

Глава 14. ВЛАДИМИР НАБОКОВ (1899-1977) 867

Путь писателя 867

«Машенька» — компендий набоковского романа 872

«Король, дама, валет» — создание игровой реальности 880

«Защита Лужина» — проблема существования во внеигровом пространстве 890

«Соглядатай» — торжество вымысла и победа над роком 895

Жизнь как те кет: роман «Дар» как энциклопедия метапрозы В.В. Набокова 901

Принцип соответствия героя и мира как этическая проблема в романе В.В. Набокова
«Лолита» 909

Синэстезия как особенность стиля В.В. Набокова 919

Некоторые итоги 930

Литература 933

 

Рекомендуемый контент по теме