Веласкес
М.: Директ-Медиа,
2009. — 48 с. (Сер. «Великие художники»)
Очередной альбом коллекции посвящён крупнейшему
представителю испанского барокко Диего Родригес де Сильва Веласкесу (1599-1660).
Превосходя современных ему испанских художников не только творческим диапазоном,
но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкес писал картины на
жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи.
Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками
«художником Истины».
Самостоятельность проявилась уже в ранних полотнах
севильского периода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon — трактир),
изображавших кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем
плане натюрмортами. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами,
тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо,
господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы
(«Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). К жанру бодегонов относятся и
немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса («Поклонение волхвов»,
«Христос в доме Марфы и Марии»). Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу
возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи,
близость с испанской культурной элитой и продолжительная поездка в Италию
содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию
мастерства. В необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты
(«Вакх» или «Пьяницы», «Кузница Вулкана»), с их острым чувством житейской
достоверности и оттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами,
приближенными к реальности. В 1634 году Веласкес создаёт масштабное полотно
«Сдача Бреды» — одно из самых значительных произведений европейской живописи
исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая
из враждующих сторон. Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к
изображению пейзажной среды, стремление наполнить жизнью схемы парадных
изображений отличают его работы после возвращения из Италии. В портретах
Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневый фон
кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют
тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Строгая
темная гамма оживлена изысканнейшими сочетаниями серого и красно-розового,
зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Поразительны эффекты серых
тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего
жемчужного оттенка. Создавая свои портреты, Веласкес изображает человека таким,
каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий
временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос, итальянский кардинал Камило
Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро или овеянная
благородным изяществом «Дама с веером». В парных картинах «Менипп» и «Эзоп»
предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но
обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. К этому же
периоду относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской
живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.
Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины»
(«Фрейлены») и «Пряхи».
Формат учебника:
djvu
Размер для скачивания:
9,84 Мб
Скачать бесплатно или смотреть онлайн:
yandex.disk