Васнецов

М.: Директ-Медиа,
2010. — 48 с. (Сер. «Великие художники. №30») 

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) —
основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и
модерна. Художник прославился своими жаровыми, лирическими и
монументально-эпическими полотнами на темы русской истории, народных былин и
сказок. Выступал также как театральный художник и живописец-монументалист.

Творческая биография Васнецова отчетливо делится на
два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического
социально-критического жанра. Среди героев картин — петербургская беднота,
например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру»).
Добродушного юмора полна картина «Преферанс», иронизирующая над унынием
мещанской жизни. Подъём общественного интереса к национальным древностям в
последние десятилетия XIX века приводит к решительным сдвигам в творчестве
художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует
русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с
археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его
популярных полотен этого периода — картины «После побоища Игоря Святославича с
половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве»), «Аленушка», «Царь Иван
Васильевич Грозный». Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» с
фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича,
охраняющих границы Отечества. На смену ранним психологическим новеллам приходит
монументальный эпос. Ряд произведений («Три царевны подземного царства») уже
несёт в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн,
основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной
фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (в частности, у А.
А. Блока и Р. М. Рильке ) творчество нового, «эпического» Васнецова находит
горячий отклик как выражение «нового русского стиля». Васнецов проявил себя
также как большой мастер декоративной живописи. Самым крупным его свершением в
области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского
собора. Стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в
религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным
орнаментом. Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний.
Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых
экстремистов национал-шовинистического толка. Полны сложного аллегорического
подтекста картины «Царевна-Лягушка» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем
Горынычем». Общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий
мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После
революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но
продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том
числе неоконченный портрет художника М. В. Нестерова.

Все ГДЗ и Решебники по предметам

Формат учебника:
djvu  
 

Размер для скачивания:
 11,7 Мб

Скачать бесплатно или смотреть онлайн:
 

yandex.disk

 

Рекомендуемый контент по теме