Ван Гог
М.: Директ-Медиа,
2010. — 48 с. (Сер. «Великие художники. №18»)
Один из крупнейших представителей постимпрессионизма
голландский художник Винсент Ван Гог прожил всего 37 лет (1853-1890), из которых
лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое
наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин,
созданных в результате вулканических творческих извержений, когда в течении
долгих недель Ван Гог писал по одной-две картины ежедневно. Его искусство было
попыткой упорядочить мир, оно дало ему возможность примириться с
действительностью и с раздирающими его внутренними противоречиями. Картины Ван
Гога — это потрясающий, полный любви и страдания диалог — с самим собой, с
миром, с Богом.
Увлекаясь поначалу рисунком, Ван Гог лишь в 1881
году обратился к живописи маслом. Дальнейшее совершенствование творчества
художника проходило, по его же собственным словам, с помощью «непрестанного
изучения натуры и сражения с ней». Главные герои картин раннего периода —
крестьяне, изображённые за своими повседневными занятиями («Крестьянка», «Едоки
картофеля», «Ткач»). Творческие поиски художественного метода привели его в
Париж, где пишет полные света импрессионистические картины с изображением
букетов цветов, видов Монмартра («Холмы Монмартра»), выполняет несколько
портретных работ. В портретных образах художник сосредоточивает внимание на
внутренней жизни модели, воспроизводя ее со всей, присущей только ей одной,
индивидуальной неповторимостью на фоне, лишенном какого-либо конкретного
антуража. Причём даже самые драматические образы неразрывно связаны с ощущением
радости и красоты жизни, передаваемым сочетанием ярких красок и причудливой
орнаментальностью форм. Таковы его автопортреты и изображения простых людей,
близких друзей художника: «Арлезианка. Госпожа Жину», «Почтальон Рулен», «Зуав»
и другие. Довольно многосичленные автопортреты художника отражают его изменчивую
внутреннюю жизнь, череду самопознания. В 1888 году Ван Гог он уезжает в Арль,
чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится. Пребывание в этом южном
городе вернуло ему утраченные силы, именно здесь полностью раскрывается его
талант живописца и окончательно формируется его неповторимый индивидуальный
стиль. Ван Гог создаёт свои многочисленные картины в порыве вдохновения,
контролируя разумом своё восторженное чувственное восприятие природы. Он уже не
стремится к передаче «впечатления» от увиденного, а изображает его квинтэссенцию
в сочетании со своими собственными переживаниями. Ван Гог ищет эмоционально
сильные сочетания цветов — жёлтого (в серии натюрмортов «Подсолнухи») и красного
(«Красные виноградники в Арле»), наделяя их особой пластической выразительностью
цвета.
При жизни художнику удалось продать сего лишь одну
картину («Красные виноградники в Арле»). Однако по иронии судьбы картины
человека, который всю жизнь провёл в полунищенском существовании, с каждым годом
после его смерти стали цениться всё больше и больше, вскоре взлетев в цене до
головокружительных высот. Среди десяти самых дорогих полотен, когда-либо
проданных на аукционах, кисти Ван Гогу принадлежит три (это больше, чем у
кого-либо другого) — «Портрет доктора Гаше» (4-е место, 82,5 млн. долларов в
1990 году), автопортрет без бороды (7-е место, 71,5 млн. долларов в 1998 году) и
«Ирисы» (10-е место, 54 млн. долларов в 1987 году).
Формат учебника:
djvu
Размер для скачивания:
16,4 Мб
Скачать бесплатно или смотреть онлайн: