Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. Одноралов Н.В.
В книге лауреата
Государственной премии СССР Н. В. Одноралова в определенной системе излагаются
сведения об основных и вспомогательных материалах, инструментах и оборудовании,
используемых художниками при создании рисунка, графических и живописных
произведений. Книга может быть полезна не только учителям изобразительного
искусства в организации учебного процесса, но и руководителям школьных кружков.
Первое издание книги вышло в 1983 г.
Формат учебника:
pdf
Размер для скачивания:
5,4 Мб
Скачать бесплатно или смотреть онлайн:
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Материалы для рисунка 5
Выбор бумаги 5
Требования, предъявляемые к бумаге —6. Основные правила под¬готовки бумаги для
акварельной живописи —7. Обработка бумаги для сохранения ее белизны—10. Придание
шероховатой бумаге гладкости—11. Альбомы для рисования—11.
Карандаши для рисования 11
Карандаши графитовые —12. Итальянский карандаш —14. Уголь рисовальный —14. Уголь
рисовальный прессованный —15. Соус — 16. Сангина—16. Пастель—16. Основания для
работы пастелью —17.
Вспомогательные материалы 18
Растушевки—18. Фломастеры—18. Резинки для стирания—19. Фиксативные лаки —20.
Другие виды фиксативов —20. Доски для рисования (чертежные) —21.
Материалы для рисунка пером 22
Перо —22. Тушь —25. Чернила орешковые —25. Бистр —27. Сепия —27.
Материалы для акварельной живописи 28
Акварельные краски 28
Характерные особенности акварельных красок —29. Наборы акварельных красок —33.
Особенности работы акварельными красками 36
Вспомогательные материалы и инструменты для акварели 38
Палитры для акварели 38
Стиратор для работы акварельными красками 39
Мольберты и этюдники для акварельной живописи 40
Оформление акварельных и графических работ 41
Материалы для живописи гуашью 45
Гуашевые краски флуоресцентные 46
Основные правила при работе гуашью 48
Материалы для темперной живописи 50
Казеиново-масляная темпера 50
Яичная темпера 53
Поливинилацетатная темпера 55
Материалы для масляной живописи 58
Свойства и характерные особенности некоторых масляных красок … 58 Белые
краски —58. Кадмиевые краски —59. Кобальтовые краски —61. Марганцевые краски
—62. Хромовые краски —63. Крап-лаки —65. Железоокисные краски —66. Черные краски
—69.
Смешение красок 74
Основные характеристики и свойства цветов —74. Наблюдаемые
цвета —74. Характеристика и классификация цветов —75. Виды смешения красок —76.
Некоторые правила при смешении и нанесении красок—77. Влияние искусственного
освещения на тон красок —79.
Живописные масла, лаки и разбавители 80
Масла —80. Способы очистки, отбеливания и сгущения масел — 82. Лаки —83.
Разбавители масляных красок —84. Покрытие картин лаком —85.
Дефекты масляной живописи и их исправление 86
Пожухание —87. Почернение —87. Кракелюр —87. Отслоение —
88. Меление красок —88. Сседание —89. Помутнение живописи —
89. Покоробленность (деформация) —89. Вмятины —89. Удаление загрязнений с
поверхности картин —90. Холсты, грунтованные для живописи —90. Правила сшивания
холста —90.
Грунты для живописи 92
Грунты для масляной живописи 92
Проклейка холста —92. Приготовление эмульсионного грунта для холста —92. Грунты
тонированные —93. Эмульсионный грунт для картона —93. Приготовление
эмульсионного грунта для картона —94. Грунты для бумаги —95.
Основания и грунты для живописи гуашью 95
Клеевой грунт для гуаши —95.
Основания и грунты для темперной живописи 97
Технология приготовления и нанесения левкасного грунта —97. Левкасный грунт для
поливинилацетатной темперы —99.
Подрамники 100
Натягивание холста на подрамник—101. Овальные подрамники — 102.
Кисти для живописи 104
Выбор кистей —106. Мойка кистей —106. Хранение кистей —106.
Изготовление кистей —106.
Мастихины 109
Клей 111
Клей животного происхождения 111
Костный клей —111. Мездровый клей —112. Желатиновый клей — 112. Рыбий клей —112.
Казеиновый клей —113. Казеиново-цементный клей —114.
Клеи растительные 115
Клей из крахмала и муки для бумаги —115. Клей из муки и желатина для плотной
бумаги—115. Клейстер для наклеивания гравюр—115. Клей для наклеивания
гравюр—116. Клей для окантовок—116. Клей для реставрации графических работ—116.
Назначение компонентов, входящих в клейстеры —116. Размягчитель для бумаги —117.
Синтетические клеи 117
Клей поливинилацетатный (ПВА) — 117. Эмульсия поливинилацетатная,
пластифицированная — 118. Латексный клей — 118. Клей БФ-2—119. Клей «Марс»—119.
Эпоксидные клеи ЭД-5 и ЭД-6— 119.
Оборудование и вспомогательные материалы 121
Мольберты 121
Этюдники 123
Палитры 123
Багеты для картин 125
Выбор багета —126. Определение длины багета —126. Изготовление рамы из багета
—127. Пропиливание углов багета в стусле — 127. Отделка багета —128.
Изготовление форм для орнаментов на багете из специальных пластических масс—129.
Застекление картин 130
Навеска картин в экспозиции 130
Краски специальные 131
Краски бронзовые и алюминиевые —131. Окрашивание бронзового порошка —131. Краски
рельефные —133. Краски для раскрашивания фотографий—134. Краски для
ретуширования фотопозитивов—134. Краски для офортов—135.
Предупреждение отслоения живописного слоя 135
Состав для матовой живописи масляными красками 135
Снятие засохшей масляной краски —136.
Материалы для плакатов 137
Выбор бумаги для работы 139
Нанесение шрифта 139
Общие правила построения шрифта 140
Материалы и техника настенной живописи 142
Материалы 142
Приготовление раствора 142
Подготовка стены 142
Приготовление раствора 144
Живопись по старой штукатурке 146
Из истории живописных материалов 147
Основы 147
Подрамники 149
Рамы 150
Грунты 152
Пигменты 153
Темперная живопись 154
Масляная живопись 155
Покрывные лаки 156
Приложение 158
Рекомендуемая литература 169