Эдуард Мане

М.: Директ-Медиа,
2010. — 48 с. (Сер. «Великие художники») 

Одно из главных мест во французском искусстве второй
половины XIX века принадлежит импрессионизму, особая роль в становлении которого
принадлежит Эдуарду Мане (1832-1883). Художник выбирал из бесконечного потока
жизни мимолётный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у
зрителя ощущение, что он свидетель происходящего, что каждое мгновение может
быть исполнено поэзии и художественной ценности. Работам Мане присущи свежесть и
острота восприятия.

Первое значительное произведение — картина «Любитель
абсента», в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный
пропойца — наследник романтических бродяг. Сюжет этой картины мог быть
инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. В
1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», которая под названием «Купание»
была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались
произведения, не принятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой
живописи, в частности, отказываясь от чёткой сюжетной мотивировки, Мане
воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана,
«Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для
построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». В том
же году Мане пишет «Олимпию». В представленном здесь образе обнаженной женщины
на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран; в ногах женщины
помещена чёрная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»). В 1860-е годы
создаются «Самоубийца», «Пейзаж с катафалком», «Христос и ангелы», «Мёртвый
тореро», «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро». После смерти Бодлера
художник сближается с Эмилем Золя, пишет его портрет. В 1874 году Мане едет в
«малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают Клод Моне и Огюст
Ренуар. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах
становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы
изменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципы нового
искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей». В парных композициях начала
1880-х годов «Весна. Портрет Демарси» и «Осень. Портрет Лоран», где изображённые
артистки представлены как аллегории времён года, ощущается некое предчувствие
стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны
в профиль. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина
«Бар «Фоли-Бержер». Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором
отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента,
кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с
цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема
«выключенности» человека из среды остаётся главной в творчестве художника.

Все ГДЗ и Решебники по предметам

Формат учебника:
djvu  

Размер для скачивания:
 11,2 Мб

Скачать бесплатно или смотреть онлайн:

  

yandex.disk
 

Рекомендуемый контент по теме