Шишкин
М.: Директ-Медиа,
2009. — 48 с. (Сер. «Великие художники»)
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) по праву может быть
назван величайшим русским пейзажистом. Немного найдётся художников, творчество
которых получило такую широкую известность и всеобщее признание, заслужило столь
искреннюю любовь соотечественников. Будучи непревзойдённым мастером пейзажа,
Шишкин органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и
реализма. В эпических образах он раскрыл красоту, мощь и богатство русской
природы.
Особое значение для Шишкина имели натурные
впечатления, полученные в окрестностях родной Елабуги, Москвы и Петербурга, а
также на острове Валаам. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме»
«Рубка леса») характерна некоторая дробность форм: придерживаясь традиционного
для романтизма «кулисного» построения картины, чётко размечая планы, он ещё не
достигает убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В
окрестностях Москвы», это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде
всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации
зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в
этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В 1870-е годы
мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют
картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» и «Рожь». Обычно избегая
зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует её высший летний
расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счёт яркого,
полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу.
Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует
в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном
внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса
или поля, конкретного дерева. Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и
дерева, тонко чувствующий характер каждой породы (в своих записях он обычно
упоминает не просто «лес», но «лес из осокорея, вязов и частью дубов» (дневник
1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, берёза, липа» (из письма И. В.
Волковскому, 1888). С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие
типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе.
Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…»
(картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова), «Лесные дали» — воспринимаются как
обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды,
и лесные «интерьеры» («Сосны, освещённые солнцем» «Утро в сосновом лесу», где
медведи написаны К. А. Савицким).
Формат учебника:
djvu
Размер для скачивания:
11,4 Мб
Скачать бесплатно или смотреть онлайн: