Ренессанс и барокко.  Генрих Вёльфлин

Сочинение Вельфлина открыло современникам новые
методы стилистического анализа и иной взгляд на саму категорию барокко. В основу
книги легла редакция перевода Е.Лундберга, снабженная современным научным
аппаратом. Издание содержит большое количество иллюстраций. Предназначено для
специалистов и для всех интересующихся изобразительным искусством.

Все ГДЗ и Решебники по предметам

Формат учебника:
pdf

Размер для скачивания: 15,3
Мб

Скачать бесплатно или смотреть онлайн:
 

yandex.disk

 

СОДЕРЖАНИЕ

А. Якимович. Генрих
Вёльфлин и другие • 9

Введение

1. Определение итальянского барокко 52

2. Определение римского барокко 53

3. Временные рамки • 54

4. Мастера • 56

5. Современная точка зрения на изменение стиля. Термин «барокко» • 65

6. Отношение к античности.

Чувство собственного достоинства • 67

I. СУЩНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЯ

Глава I. Живописный стиль

1. Понятие живописного стиля в целом «72

2. Живописный стиль в живописи «73

3. Линии и массы (свет и тень); плоскость и пространство • 74

4. Свободный стиль • 77

5. Необозримое и Непостижимое • 78

6. Разграничение живописного и цветного • 80

7. Живописный стиль в скульптуре 81

8. Применение понятия [живописного] к архитектуре барокко • 82

Глава II. Величественный стиль

1. Общее впечатление от ренессанса и барокко • 84

2. Величественный стиль.

Стремление к колоссальному »85

3. Упрощение и единство композиции »87

Глава III. Массивность

1. Увеличение массы и подчеркивание тяжести вплоть до потери формы •
94

2. Характер массы: мягкая, сочная. Вздутость • 98

3. Масса не вполне сформирована и расчленена 104

а) Связанные материей, мало различающиеся формы: пилоны, пилястры,
лизены; утопленная в стену колонна 104

б) Умножение мотивов 109

в) Умножение начальных и заключительных мотивов 111

г) Границы и углы 111

д) Целое не является завершенным организмом. Замкнутая, неразвитая
массивность • 114

Глава IV. Движение

1. Отношение силы и массы • 116

2. Устремление в высоту • 116

а) Неравное распределение пластического элемента 117

б) Разрушение горизонтали (ломка форм) 117

в) Ускорение движения линий 118

3. Устремление в высоту как мотив вертикальной композиции. Успокоение по
вертикальной линии 119

4. Движение по горизонтали • 120

а) Ритм вместо метра • 121

б) Нарастание пластической экспрессии по направлению к середине 121

в) Волнообразное искривление фасада 121

5. Мотив напряженности: неудовлетворительные пропорции и формы • 123

6. Мотив перекрывания форм и необозримости • 125

7. Неограниченное: эффекты освещения во внутреннем пространстве 126

8. Заключение. Система пропорциональных соотношений в ренессансе и
барокко «127

II. ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЯ

1. Механическая и психологическая теории • 134

2. Испытание первой 136

3. Испытание второй • 139

4. Идеал тела в искусстве барокко 144

5. Истоки у Микеланджело • 147

6. Его настроение 149

7. Серьезность постренессанса 150

8. Поэзия • 150

9. Неопределенно-живописное. Возвышенное 153

10. Барокко как антипод античности и ренессанса 156

III. РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ТИПОВ

Глава I. Церковная архитектура

1. Центрические и вытянутые в плане постройки 184

2. Системы фасада 187

3. Историческое развитие фасада • 198

4. Внутреннее пространство • 209

а) Продольный неф с капеллами 211

б) Бочарный свод 213

в) Отделка стен • 214

г) Формы купола и освещение «219

Глава II. Дворцовая архитектура

1. Общие замечания. Противопоставление фасада и внутреннего
пространства. Частный и общественный типы дворца 222

2. Стена и ее членение. Соотношение стены и проемов «223

3. Горизонталь в композиции • 226

4. Вертикаль в композиции • 226

a) «Ultima maniera» Браманте и ее развитие «228

б) Фасады по образцу палаццо Фарнезе «229

в) Фасад с мезонином «229

5. Формы членения «231

6. Окна • 233

7. Ворота »235

8. Двор • 235

9. Лесгница • 240

10. Внутренние помещения «241

Глава III. Виллы и парки

1. Пригородный и сельский типы виллы • 244

2. Архитектура пригородной вшшы • 244

3. Архитектура сельской виллы • 248

4. Вход, площадки перед домом и позади него «250

5. Композиция парка: тектоническое и атектоническое »251

6. Величественный стиль. Выделение giardino secreto «255

7. Использование деревьев: группа, аллея ; роща 258

8. Использование воды • 260

а) Фонтан • 261

б) Каскад • 265

в) Бассейн (пруд) • 266

9. Шутихи • 267

10. Восприятие парка. Его общественный характер • 268

Литература 371

Примечания • 274

Список иллюстраций • 281

Указатель имен • 283

 

Рекомендуемый контент по теме