Перов
М.: Директ-Медиа,
2010. — 48 с. (Сер. «Великие художники. №17»)
Являясь одним из онователей критического реализма в
искусстве, Василий Григорьевич Перов (1833 (1834) -1882) оказал огромное влияние
на отечественную школу живописи, обогатив её своими незабываемыми жанровыми
композициями и тонкими психологическими портретами. Художник всегда чутко
относился ко всем происходящим в стране социальным явлениям и силой своего
талланта старался раскрыть их истинную суть. Во многом благодаря Перову русский
реализм был насыщен одухотворённой мыслью о человеке, болью за него и высокой
гражданственностью.
Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически
«обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры («Сельский
крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах»). Мастер
тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному
эффекту. Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь
драматической экспрессией либо добродушным юмором. Колорит Перова обрёл новую,
более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы
покойника» и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»: крестьянские похороны в
первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором
предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и
оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Сила
символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Ф. М.
Достоевского, — ещё более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине
«Последний кабак у заставы». Туманный утренний город за фигурой
женщины-самоубийцы и закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым
порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада. Перов
внёс также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных
деятелей культуры («А. Н. Островский», «В. И. Даль», «М. П. Погодин»). Его
портрет Ф. М. Достоевского считается лучшим живописным изображением писателя.
Персонажи Перова, — в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» или купец И. С. Камынин —
полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и
культурного статуса, яркая индивидуальность порой сочетается в них с
беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью
духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М.
Достоевского). Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые
композиции («Птицелов», «Охотники на привале», «Рыболов»). Созерцая простых
обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов
здесь — если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову.
В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов
национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд
Пугачева», «Никита Пустосвят. Спор о вере») не принадлежат к числу его шедевров.
Большинство самых известен полотен В. Г. Перова можно увидеть в Третьяковской
галерее.
Формат учебника:
djvu
Размер для скачивания:
9,6 Мб
Скачать бесплатно или смотреть онлайн: yandex.disk