Левитан
М.: Директ-Медиа,
2010. — 48 с. (Сер. «Великие художники. №15»)
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) — крупнейший мастер
русского пейзажа конца XIX века, заложивший в этом жанре принципы символизма и
модерна. Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа,
отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при
всей его удивительной натурной достоверности обрел беспрецедентную
психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается
в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но
невыразимы словами. Тем, кто знает и любит творчество Левитана, знакомо чувство
зовороженности, которое возникает каждый раз, когда останавливаешься перед его
картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах —
живая душа природы, они одухотворены любовью, окрашены поэтическим настроением и
грустью. Его палитра — это насыщенный замес раздумья и печали, приволья и дрёмы,
радости и одиночества.
Уже ранние работы художника порой напоминают
маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники»).
Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего
превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Берёзовой
роще». Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского
периода» («Вечер на Волге», «Вечер. Золотой Плес», «После дождя. Плес», а также
тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга»). Левитан первым
заставил восхищаться современников скромной, местами даже блеклой красотой
русской природы. И перед величием «Вечного покоя» померкло, затихло всё буйство
красок заморских стран. Левитан создаёт классические, непревзойденные образцы
«церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение
(«Вечерний звон») или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного
(«Над вечным покоем»). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка»,
где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной
для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо
вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.
Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» или «Весна — большая вода»
достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень». В
последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им —
лишь с помощью колорита, без всяких фантазий — подобие будничного чуда. Теперь
его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер»), сумерек, лунной ночи.
Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь») является — наперекор
смертельной болезни — едва ли не самым мажорным произведением художника.
Формат учебника:
djvu
Размер для скачивания:
11,7 Мб
Скачать бесплатно или смотреть онлайн: