Кустодиев

М.: Директ-Медиа,
2010. — 48 с. (Сер. «Великие художники. №28») 

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — художник
разностороннего таланта, вошедший в русское искусство как автор значительных
произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких портретов.
Кустодиев прославился своими национально-романтическими картинами, благодаря
которым стал одним из самых популярных мастеров русского модерна. Творчество
живописца ассоциируется с красочным миром ярмарок и шумным праздничным
раздольем.

Для становления Кустодиева как художника наибольшее
значение имели уроки И. Е. Репина в петербургской Академии художеств, где он
учился в 1896-1903 годах. Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей
картины «Заседание Государственного Совета». Кустодиев продемонстрировал
замечательное мастерство портретиста и в самостоятельных своих
портретах-картинах начала века, элегантных и экспрессивных («И. Я. Билибин»,
«Семья Поленовых»). Художник жил преимущественно в Петербурге и Москве,
постоянно наезжая в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление
всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма,
Нижний Новгород. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского,
мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники»,
которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где
художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым,
мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Мастер пишет
также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской
провинции как таковой («Купчиха», «Купчиха за чаем»), окружает живой
жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. И. Шаляпин»). С
годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее
чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической, ирреальности («все
мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам Кустодиев). Тяжёлая болезнь
приковывает Кустодиева с 1916 года к инвалидному креслу, но он продолжает
работать чрезвычайно активно и самобытно. Мотивы радостного обновления
доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик»,
«Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого»). Он создаёт агитационную
графику в духе народного лубка. Все произведения мастера очень выразительны и
наполнены неповторимой русской самобытностью.

Все ГДЗ и Решебники по предметам

Формат учебника:
djvu  
 

Размер для скачивания:
 14,8 Мб

Скачать бесплатно или смотреть онлайн:   yandex.disk
 
 

Рекомендуемый контент по теме