Клод Моне
М.: Директ-Медиа,
2009. — 48 с. (Сер. «Великие художники»)
Четвёртый выпуск коллекции представляет творчество
выдающегося французского живописца-пейзажиста, представителя и одного из
основателей импрессионизма Клода Моне (1840-1926). Само название живописного
направления «импрессионизм» произошло от названия от названия картины Моне
«Впечатление. Восход солнца» (1872) (impression — впечатление).
Для Моне было важно не просто запечатлеть пейзаж,
бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания
природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов
непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды,
от соседства с другими предметами. Чтобы так передать световоздушную среду, надо
было не только выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от
тех правил, которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему
зрению. «Забыв» такой основополагающий принцип академической живописи, как
постепенный переход от света к тени, Моне составляет и фигуры, и пейзаж из
обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения,
нет чётких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха.
Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает
быть гладкой, а состоит из отдельных рельефных пятен-мазков, передающих трепет
листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков. В
работах раннего периода творчества Моне обращает на себя внимание целостность
восприятия художником происходящих вокруг сиюминутных событий. Глядя на них, у
зрителя создается впечатление личного присутствия на этом нескончаемом празднике
жизни, наполненном солнцем, светом, гомоном нарядной толпы («Лягушатник»,
«Сирень на солнце», «Бульвар капуцинок»). В 1877 году художник создаёт серию
картин о вокзале Сен-Лазар, наметившую новый этап в его творчестве: отход от
целостной концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к
изображаемому. Он по-другому начинает относиться к цвету, меняются сюжеты его
картин. Теперь основное внимание художника сосредоточено на выразительности
цветовой гаммы мазка в отрыве от его предметной соотнесенности, усиливается
стремление к декоративности, которое вылилось в итоге в создание картин-панно.
Простые сюжеты картин 1860-1870 годов уступают место более сложным. Моне
привлекают серийные работы: композиции «Стога», изображения Руанского собора,
виды Лондона. В них, следуя импрессионистической манере, художник стремится
передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной
погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей
палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные
композиции, как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря
возникающим ассоциативным связям.
Формат учебника:
djvu
Размер для скачивания:
11,6 Мб
Скачать бесплатно или смотреть онлайн:
yandex.disk