Поленов

М.: Директ-Медиа,
2010. — 48 с. (Сер. «Великие художники. №31») 

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) — русский
художник-передвижник, прославившийся своими пленэрными пейзажами, бытовыми,
историческими и религиозными картинами. В своём творческом пути живописец
органично соединил верность традициям реализма XIX века с чертами символизма и
модерна. С конца 1870-х годов искусство и сама личность В. Д. Поленова были
окружены не просто славой, а самым настоящим восторженным поклонением
художественной молодёжи. Краски картин художника казались современникам
сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение.

Ранние картины Поленова (как, например, «Право
господина») решены в духе салонного романтизма. Но славу ему принесли гораздо
более естественные и задушевные образы, где влияние И. Е. Репина и А. П.
Боголюбова соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство
пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетаются в этих полотнах с
задумчивой лирикой, созвучной «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского
толка («Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд»). С годами Поленов
стремится придать своей палитре всё большую психологическую выразительность
(«Больная»), его многочисленные этюды с натуры полны искренней теплоты чувства.
Но это чувства скорее созерцательные, чем драматически страстные или
мистические. Поэтому серия евангельских картин, над которой художник истово
работал многие годы («Христос и грешница», «На Тивериадском озере», «Среди
учителей») производит двойственное впечатление. Считая, что от церкви,
находящейся в состоянии глубокого упадка, свойство дарить людям «счастье и
радость» переходит к искусству («Иначе оно ничего не стоит», — из письма В. М.
Васнецову), Поленов стремится решить нравственную сверхзадачу именно в
религиозных образах, — которые, однако, очаровывают отнюдь не своим этическим
посланием, а живостью пейзажных и этнографических наблюдений. Черты модерна, с
его стремлением к созданию «сверхпроизведений», синтетически объединяющих разные
виды искусства, отчетливей всего проявились в театральных и архитектурных
работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной
русской опере С. И. Мамонтова, тесно сближая принципы «живописного театра» с
музыкально-драматической фактурой пьесы. Живой интерес мастера к национальной
архитектурной старине проявился уже в этюдах, изображающих Теремной дворец и
соборы Московского Кремля. Поленов внёс большой вклад в русский стиль внутри
модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М.
Васнецовым) и Бехове под Тарусой. После Октябрьской революции художник жил в
своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя
деревенскими театральными кружками. Учениками Поленова (в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882-1895 годах) были И. И.
Левитан, К. А. и С. А. Коровины, А. Е. Архипов, А. Я. Головин.

Все ГДЗ и Решебники по предметам

Формат учебника:
djvu  
 

Размер для скачивания:
 12,8 Мб

Скачать бесплатно или смотреть онлайн:   yandex.disk

Рекомендуемый контент по теме