Серов
М.: Директ-Медиа,
2009. — 48 с. (Сер. «Великие художники»)
Валентин Александрович Серов (1865-1911) по праву
считается одним из ярчайших русских живописцев Серебряного века. Художник
уникального дарования и столь же уникально разносторонний, он блестяще владел
всеми живописными техниками и обладал почти фотографическим зрением. Острый глаз
и точная рука позволяли Серову моментально схватывать цвет, форму, настроение
натуры и передавать их с изумительной достоверностью. Жизнь художника проходила
в непрерывном поиске новых направлений и решений в изобразительном искусстве.
Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие
устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму
и модерну ) накануне авангарда.
Он не желал повторять удачно найденных приёмов и
способов, всегда стремился ко всему новому и ещё не опробованному. Разнообразие
его творческих амплуа простирается от художника сельских идиллий до
великосветского портретиста. Многогранность техники живописи включает в себя все
существовавшие в то время виды красок. Поэт Валерий Брюсов о блестящем
мастерстве Серова писал: «Он вошёл в область, принадлежащую живописи, как в своё
царство».
Первые значительные произведения Серова («Девочка с
персиками» «Девушка, освещённая солнцем») явились новым этапом истории русского
искусства. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной
свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он
позднее рассказывал И. Э. Грабарю), воплотив в этих образах юности, света,
радости принципы импрессионизма. Серов быстро выдвинулся в ряд лучших
портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и
добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Таковы «А. Мазини»
«К. А. Коровин», «Ф. Таманьо», «Н. С. Лесков», «Мика Морозов»). Особую главу
составляют произведения «деревенского Серова» этюды и картины с сельским
пейзажем и жанром («Заросший пруд. Домотканово», «Зимой», «В деревне. Баба с
лошадью»). Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с
простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни
природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового. На рубеже
веков Серов становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета.
Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах
(«Великий князь Павел Александрович», «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон,
впоследствии князь Юсупов») блеск и гордую замкнутость этого аристократического
мира. В 1900 он пишет портрет Николая II (самодержец, одетый в тужурку
Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему), который
обычно считается лучшим изображением последнего русского императора. В 1900-е
годы мастерство Серова-портретиста достигает апогея. В созданных им образах
образах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, броского,
монументального жеста и позы («М. Н. Ермолова», «Ф. И. Шаляпин», «Ида
Рубинштейн»). Живопись и графика в этих работах соперничают тут друг с другом на
равных.
Формат учебника:
djvu
Размер для скачивания:
11,4 Мб
Скачать бесплатно или смотреть онлайн: