Босх

М.: Директ-Медиа,
2010. — 48 с. (Сер. «Великие художники») 

Иероним Босх (1450-1516) — нидерландский живописец,
причудливо соединивший в своих картинах средневековые мистические представления
о мире, черты фольклора, философской пртитчи и сатиры. Творчество этого
«почётного профессора кошмаров» по сей день остаётся волнующим и загадочным, а
его художественное наследие не имеет аналогов в мировом искусстве. Философская
насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с
произведениями Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера.

Подготовив своими бытовыми и пейзажными наблюдениями
реализм голландской живописи XVII века он в то же время оказался дальним
предтечей модернистско-авангардной поэтики абсурда.

Из сравнительно небольшого числа сохранившихся произведений Босха лишь 7
подписаны и ни одно не датировано художником. Чаще всего картинки
нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», «Корабль
дураков»). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в
детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. В них
доминирует чувство мучительной тревоги за абсурдное состояние человечества,
погрязшего во всяческой скверне. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему
посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается
«Воз сена». Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между
Раем на левой и Адом на правой створках, — наглядными началом и концом земного
пути беспутной человеческой массы. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир
— воз сена, каждый тащит с него, сколько может». В триптихе с Искушением Святого
Антония всё видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими
сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически
убедительных тварей. Живописные лессировки одновременно удивительно изысканны, а
самое главное — сквозь весь морок проступает воля к самопознанию, обуздывающему
разбушевавшуюся природную стихию. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле
одночастных картин о святых подвижниках («Св. Иероним в покаянии»), где пейзаж,
та же стихия на наших глазах «умиряется» от переднего плана к далям, словно
демонстрируя плоды напряженной нравственной борьбы. Так или иначе исход этой
борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. В известнейшем и самом
большом триптихе («Сад наслаждений») действо, традиционно для Босха,
разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен
поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим
грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной
природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих
скал и прочих «сюрреалистических» деталей.

Все ГДЗ и Решебники по предметам

Формат учебника:
djvu  

Размер для скачивания:
 12,8 Мб

Скачать бесплатно или смотреть онлайн:

  

yandex.disk

Рекомендуемый контент по теме