Айвазовский

М.: Директ-Медиа,
2009. — 48 с. (Сер. «Великие художники») 

Второй том коллекции посвящён выдающемуся
российскому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому (1817-1900).
Айвазовский занимает исключительное место в истории не только русской, но и
мировой пейзажной живописи. Слава одного из самых лучших маринистов пришла к
художнику очень рано и венчала его творческий путь на протяжении шестидесяти
лет.

Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о
внимательном освоении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена, о
влиянии М. Н. Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина. Видовая точность
соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов («Вид
на взморье в окрестностях Петербурга», 1835). Чисто романтическое
мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит
зрелое выражение в работах 1840-х годах, когда художник завоевывает европейскую
известность. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер
пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Известнейшее произведение
этого периода — картина «Девятый вал» (1850). Типичная для иконографии
романтизма тема кораблекрушения дана тут в окружении сильных светотеневых
эффектов, усиливающих общее впечатление безграничности бушующего пространства.
Художник необычайно плодовитый , Айвазовский часто прибегал к композиционным и
колористическим штампам. Однако в лучших картинах — таких, как «Чёрное море»
(1881), — проступают лучшие черты его дарования: чуткое понимание эстетики
возвышенного, тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу
воды. Чувство величественной красоты морской стихии отличает творчество мастера
и выделяет его искусство из всего, что было создано в XIX веке в области
маринистической живописи. Айвазовский был последним и самым ярким романтиком
русской живописи.

Рекомендуемый контент по теме